Независимая оценка качества образования

ОТДЕЛ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
АДМИНИСТРАЦИИ НОВОАННИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  "ОБРАЗОВАНИЕ"

403958, Волгоградская область, г. Новоаннинский, ул. Советская, 92
тел./факс (84447) 3-60-90,  rono-n@yandex.ru

Независимая оценка качества образования

 

Основные нормативные правовые акты РФ и Волгоградской области
Постановления администрации
Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества
График проведения независимой оценки
Документация организации-оператора
Документация Общественного совета
Рейтинг ОУ по итогам независимой оценки

Новые механизмы реализации независимой системы оценки качества образования

Одной из приоритетных задач реализации современной модели образования в России является формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг посредством создания прозрачной объективной системы оценки достижений учащихся.

В условиях нормативно–подушевого финансирования образовательных учреждений, их перехода в автономные организации возникает конкуренция, школы начинают «бороться» за ученика, становится актуальной задача формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и ведение публичных рейтингов их деятельности.

Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (п.п. «к» п. 1), Правительству Российской Федерации предписано, «совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 г. обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности».

В целях реализации этого Указа Правительство РФ Постановлением от 30.03.2013 N 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» утвердило «Правила формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги», а Распоряжением Правительства РФ от 30 марта 2013г. N487–р утвердило «План мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013–2015гг».

Согласно постановлению ключевыми моментами независимой системы оценки качества работы организаций являются:

- обеспечение полной, актуальной и достоверной информацией о порядке предоставления организацией социальных услуг, в том числе в электронной форме;

- формирование результатов оценки качества работы организаций и рейтингов их деятельности.

В плане мероприятий Правительства РФ реализация пилотных проектов по внедрению порядка формирования независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих социальные услуги (в т.ч. образование) и определение ответственного подразделения за мониторинг общественного мнения по вопросу качества работы учреждений намечено уже на 2–4 кв. 2013 года.

С целью реализации Указа Президента от 7 мая 2012 года №597 Минобрнауки России разработало «Методические рекомендации по формированию независимой системы оценки качества (НСОК) образовательных организаций всех уровней образования, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и ведение публичных рейтингов их деятельности» и своим письмом № АП–113/02 от 04 февраля 2013 года направил их органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.

Нормативно–правовое обеспечение формирования НСОК, включая определение критериев эффективности работы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и ведение публичных рейтингов их деятельности закреплено федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года 273–ФЗ. Впервые на законодательном уровне введено понятие «независимая оценка качества образования», проводимая сторонними относительно образовательных учреждений организациями. Принципы НСОК установлены статьей 95 Федерального закона:

Независимая оценка качества образования осуществляется в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность.

  • Независимая оценка качества образования осуществляется любым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

  • Организация, осуществляющая оценку качества образования, устанавливает виды образования, группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ, в отношении которых проводится независимая оценка качества образования, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества образования и порядок ее оплаты.

  • Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических лиц или физических лиц. При осуществлении независимой оценки качества образования используется общедоступная информация об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и о реализуемых ими образовательных программах.

  • Независимая оценка качества образования может осуществляться в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования.

  • Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В Плане деятельности МОН РФ на 2013–2018 г.г. одним из показателей качества российского образования определена «Доля организаций, реализующих образовательные программы, охваченных инструментами независимой системы оценки качества образования». Этот показатель от 2% (в 2013 году) должен вырасти к 2018 году до 95%.

Зачем нужна независимая внешняя оценка качества образования

Проведение внешней независимой экспертизы направлено, прежде всего, на укрепление конкурентоспособности образовательных программ учебного учреждения на рынке образовательных услуг. Во-вторых, это укрепление имиджа учебного учреждения среди потребителей образовательных услуг.

«В России в настоящее временя государственная аккредитация является основной процедурой, которая подразумевает оценку деятельности образовательных учреждений. Она предполагает сопоставление их деятельности с определенной системой показателей, прежде всего количественных. Одной из основных целей такой оценки является определение типа и вида образовательного учреждения: институт, академия или университет - для высшего образования; училище, техникум или колледж – для среднего профессионального образования. Но этого недостаточно, чтобы помочь образовательному учреждению повысить свою конкурентоспособность. Независимая оценка позволяет выявить «узкие места» и ресурсные зоны повышения качества, обеспечивает вовлечение в процесс оценивания все заинтересованные стороны: от представителей бизнеса до студентов.  », - говорит А.В. Белокопытов, генеральный директор Агентства по общественному контролю качества образования и развития карьеры (АККОРК).

Независимая внешняя оценка качества образования способствует выявлению проблем в обеспечении и гарантиях качества образования, поскольку проводящей экспертизу организацией разрабатываются рекомендации по их устранению. По результатам экспертизы разрабатывается программа повышения качества, укрепления гарантий качества образования.

«К нам обращаются образовательные учреждения, которые действительно хотят получить профессиональную независимую поддержку в выработке очень конкретных мер по развитию. Мы работаем с федеральными университетами, рядом национальных исследовательских университетов, с техническими, классическими университетами, колледжами. На сегодня к нам в основном обращаются наиболее активные игроки на рынке образовательных услуг», - рассказывает А.В. Белокопытов.

Укрепление имиджа учебного заведения происходит среди всех заинтересованных сторон в потреблении качественных образовательных услуг – работодателей, студентов/абитуриентов, государства. Причем этот имидж открывается в двух основных составляющих: имидж учебного заведения и его образовательных программ как актуальных и востребованных рынком труда и имидж выпускников как специалистов, полностью соответствующих современным требованиям.

«Независимая оценка позволяет всем заинтересованным сторонам, будь то абитуриенты, будь то работодатели, которые принимают на работу выпускников образовательных учреждений, все-таки разобраться, кто лучше, а кто хуже на рынке образовательных услуг», - комментирует А.В. Белокопытов.

Спрос на проведение внешней независимой оценки качества образования среди образовательных учреждений растет. С результатами прохождения независимой экспертизы качества можно ознакомиться на сайтах образовательных учреждений. Наиболее востребованными видами оценки в России, как в Европе и в США, являются оценка программы и оценка учебного заведения, поскольку они позволяют быстро получить представление о состоянии дел в учебном заведении.

Пресс-центр
реализации проектов по созданию условий
для развития государственной и общественной оценки
деятельности образовательных учреждений
+7 (962) 960-78-10 (Симакова Мария)

Дата последнего обновления страницы 31.07.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»